Подбор и диагностика автомобилей.
Доставка автовозом по РФ.
Звонок по России бесплатный

Новые законы: едешь — значит виноват

14.09.2015 В начале сентября Госавтоинспекция по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова подготовила проект закона об ответственности за «агрессивное вождение». До этого схожий законопроект предлагали депутаты Госдумы. Формулировки у законопроектов разные, но суть одна: власти стремятся контролировать пограничные ситуации на дороге, когда водитель формально не допускает грубых нарушений ПДД, но едет достаточно опасно. Скорость сильно не превышена, «встречки» нет, но манера вождения очень рискованная — того и гляди, устроит аварию. Корреспондент НГС.АВТО выяснил, что конкретно законотворцы понимают под «агрессивным вождением» и станет ли новый закон поводом для злоупотреблений со стороны ГИБДД.
Версия депутатов

Первыми о термине «агрессивное вождение» заговорили депутаты Госдумы от ЛДПР еще в конце 2013 года. Тогда их законопроект был отправлен на доработку. В эту осеннюю сессию уже доработанный документ снова предстанет на суд Госдумы. Сегодня публично доступна только первая версия законопроекта.

Его суть заключается в том, чтобы ввести в КоАП РФ статью 12.15.1 под названием «Умышленное создание водителем помех при управлении ТС, повлекшее угрозу возникновения аварийной ситуации или угрозу безопасности другим участникам дорожного движения (агрессивное вождение)». Текст новой статьи расшифровывает понятие «агрессивное вождение»: опасное маневрирование, опасное перестроение по полосам, «резкое торможение, совершаемое, в том числе, после ускорения и замедления», а также «опасное приближение к впереди движущемуся ТС с последующим движением в непосредственной близости от него». За это предлагается взимать штраф от 2,5 тыс. до 5 тыс. руб.

Законопроект предполагает, что фиксировать нарушения будут не только «специальными техническими средствами видеофиксации» (другими словами, камерами ГИБДД), но и «иными средствами видеозаписи» (читай: видеорегистраторами в автомобилях граждан).

Версия ГАИ

Тема агрессивного вождения вышла на качественно новый уровень в августе 2015 года. На посвященном безопасности дорожного движения совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова министерствам было поручено разработать соответствующий законопроект. Государственные мужи не заставили долго ждать — уже в начале сентября Госавтоинспекция представила свою версию документа.

Согласно официальному изданию Правительства «Российской газете», ведомство предлагает дополнить КоАП статьей 12.28.1, посвященной «созданию опасности для движения при управлении ТС». Эта туманная формулировка никак не расшифровывается. Штраф за это нарушение — 500 руб.

Также предлагается ввести категорию «преднамеренное создание опасности на дороге». Имеется в виду, что водитель несколько раз подряд совершил опасные нарушения ПДД в потоке с интенсивным движением. В частности, штраф грозит тем, кто: многократно перестраивается из ряда в ряд, многократно не уступает машинам со спецсигналом, резко тормозит, не соблюдает безопасную дистанцию, не включает «поворотники», а также сигналит без причины. В ГАИ предлагают штрафовать таких лихачей на 5 тыс. руб.

Сработает ли

Какие формулировки из приведенных выше останутся в законе, а какие исчезнут, будут решать депутаты Госдумы этой осенью. Но то, что такой закон будет, вероятность крайне велика. Юрист «Федерации автовладельцев России» Евгений Митрофанов уверен, что идея наказания за «агрессивное вождение» вполне актуальна и не вызовет большого количества злоупотреблений со стороны инспекторов ГИБДД. «Вот летит такой "шахматист" по магистрали, попадает в аварию. За ним встает огромная пробка. Помимо прямого ущерба от ДТП есть еще косвенные убытки тех, кто в этом заторе стоит. У всех свои дела, встречи, на которые нельзя опаздывать. Как оценить эти убытки и почему люди должны страдать из-за того, что одному водителю захотелось покрасоваться? Думаю, закон приведет к тому, что люди просто будут аккуратней ездить», — рассуждает эксперт.

Другое дело, что, по словам г-на Митрофанова, вряд ли сотрудники ГИБДД будут активно работать с видеороликами граждан. Как уточнил эксперт, у них нет мотивации, ведь такое дело не идет в план, в отличие от дела, возбужденного по результатам работы на линии. Общественник убежден, что нужно подкорректировать систему работы в ГАИ, чтобы у сотрудников была личная мотивация просматривать эти видео и при наличии нарушения привлекать к ответственности.

«Нет у инспекторов ДПС никакого плана, все это чушь!» — возмутился старший инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения УГИБДД по НСО Алексей Толочный.

«Принцип работы простой: все завязано на статистику. Если по статистике больше ДТП происходит с пешеходами, то и инспекторы обращают особое внимание на этот вид нарушений. Если всплеск аварий из-за превышения скорости, то сотрудники сосредотачиваются на этом. Чтобы повысить шанс привлечь нарушителя к ответственности, лучше не просто прислать ролик на почту, а прийти в отделение на Станционной или Немировича-Данченко и написать заявление, приложив запись. А то порой пришлют фото, без своего ФИО, без даты, даже номера машины не видно. Как мы будем привлекать в таком случае? Что касается агрессивного вождения, то, конечно, таких водителей в Новосибирске немало, но какая доля или сколько процентов — гадать смысла нет», — отметил инспектор.

Возврат к списку

Спецпредложения от компании «Автоподбор»